(1) Это лето было на редкость знойным. (2) Вечера стояли душные, тихие, даже ночь не приносила облегчения. (3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их. (4) И вдруг зажглась первая звезда, за ней другая, и вскоре всё небо покрылось звёздным узором, россыпью огоньков отразившимся в реке.
(5) В доме на берегу не спал маленький мальчик. (6) Он смотрел на звёзды и видел неведомый, фантастический мир, в котором живут необыкновенные существа и добрые, щедрые и могущественные люди. (7) Вот Козерог, а вот созвездие Водолея. (8) Водолей — это сказочный король, который вытянул руку, чтобы с его ладони падала вниз, на Землю, серебряная струя. (9) А вон Скорпион, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огромный небесный мир, полный жизни!
(11) Мальчику вдруг вспомнился бабушкин рассказ о далёких временах, когда люди верили, что звёзды — это серебряная накидка, украшающая голову неба, и что по ним можно определить, сколько живых душ обитает на земле. (12) Родился человек — зажглась звезда, отдал Богу душу — и звезда закатилась, погасла. (13) Большие и яркие звёзды принадлежат князьям, царям, а маленькие и тусклые — неудачникам и беднякам, самые же крошечные, еле различимые глазом — всем остальным существам: птицам, рыбам, животным.
(14) Маленький художник не спал до рассвета, мысленно рисуя одну картину за другой в ожидании завтрашнего дня, когда он сможет взять в руки кисть.
Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
Перед нами текст художественного стиля (№2); задача речи — передать восхищение мальчика красотой звёздного неба (№5).
Правильный ответ указан под номером 25.
Прочитайте текст и определите, какие из перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) Подтверждается предложением 4.
2) Противоречит предложению 8.
3) Подтверждается предложением 11.
4) Противоречит предложению 13.
5) Подтверждается предложением 14.
Правильный ответ указан под номером 135.
Укажите языковые средства, с помощью которых связаны между собой 3-е и 4-е предложения текста:
Предложение №4 связано с предложением 3 с помощью союза и лексического повтора «река».
Правильный ответ указан под номером 34.
Найдите в предложениях 5—6 слово, употреблённое в значении «обладающий большой силой, властью, влиянием». Запишите это слово в область ответов в той форме, в которой оно использовано в тексте.
В предложении 6 есть слово «могущественные», которое употреблено в значении «обладающий большой силой, властью, влиянием».
Ответ: могущественные.
Определите падеж существительного, выделенного в 14-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже (например, родительный).
Слово «картину» в винительном падеже.
Ответ: винительный.
Найдите в предложениях 2—3 глагол несовершенного вида, переходный, 2-го спряжения. Запишите его в область ответов в той форме, в которой он употреблён в тексте.
Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос «что делать?», переходный глагол сочетается или может сочетаться с существительным в винительном падеже, глагол II спряжения оканчивается в неопределённой форме на -ить.
Всем этим условиям отвечает глагол «приносила».
Ответ: приносила|не приносила.
Определите, какой частью речи является слово, выделенное в 11-м предложении текста. Ответ запишите в область ответов в именительном падеже.
ЧТО − это союз.
Ответ: союз.
Найдите в тексте (среди предложений 1—4) сложное предложение, одна из частей которого безличная. Номер предложения запишите цифрой (например, 5) в область ответов.
3) Вот и сегодня казалось, что в густом, тягучем воздухе буквально застыли и город, и река и ничто не сможет оживить их.
Первая часть − безличное предложение.
Безличное предложение — это односоставное предложение с главным членом — сказуемым, называющим такое действие или состояние, которое представлено без указания лица.
Ответ: 3.
Наверх